Вторник, 01.07.2025
Село Кузнечиха
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Cтатьи [4]
Поиск
Новые фото
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Cтатьи

Кузнечиха, Кузнечиха - как привольно здесь и тихо!
 

"Как, вы объездили весь Спасский район и не заехали в нашу прекрасную Кузнечиху, не написали о ней в газете? Непорядок, надо срочно исправлять оплошность. Так что ждем, приезжайте, не пожалеете, у нас так много интересного!"

На самом краешке Спасской земли

Письмо примерно такого содержания пришло к нам в редакцию. Коль народ просит - надо ехать. И вот я качу в Кузнечиху на юрком "пазике", который дважды в неделю отправляется с Казанского автовокзала в это окраинное село Спасского района. Четыре с половиной часа езды - и вот она, Кузнечиха. Впрочем, вижу только дорожный указатель с надписью "Кузнечиха", до самого же села, скрытого зарослями деревьев, еще надо топать километра полтора. Толпа детей ринулась к автобусу - кого-то встречают. Оказывается, меня! Это Неля Михайловна Садреева, руководитель школьного кружка юнкоров, привела своих питомцев. Пока шли, Неля Михайловна и ребята наперебой рассказывали о своем селе. Впервые Кузнечиха упоминается в метрической книге в 1727 году. В ту пору село имело и второе название - Петропавловское. Так назывался главный придел в местной Покровской церкви. До сих пор кузнечихинцы, разговаривая, заметно нажимают на букву "о". Можно предположить, что первыми поселенцами здесь были выходцы из Нижегородской земли: у них такой же окающий говор. Кстати, под Нижним существует село с таким же названием, как у нас, - Кузнечиха. Анна Михайловна Данилина - кузнец-молотобоец (справа). В середине ХIХ века в Кузнечихе обосновались три помещичьи усадьбы: первая принадлежала братьям-князьям Дмитрию, Петру и Николаю Дадиани из рода грузинских царей, вторым имением владел коллежский регистратор Дмитрий Колбецкий, третьим - подпоручик Михаил Немирович-Данченко (родственник знаменитого Немировича-Данченко). В ту пору в Кузнечихе проживало более полутора тысяч крепостных крестьян. А к 1901 году жителей насчитывалось уже 3 тысячи. В 1878 году случился пожар - деревянная церковь сгорела. И тогда помещик Немирович-Данченко построил на этом же месте каменную церковь. Судьба этого храма, как и многих других после революции, была грустной: его закрыли, организовав там склад, колокольню разрушили. Но года два назад силами все той же неугомонной Нели Садреевой, ее учеников, родителей храм восстановили (хотя до полного восстановления пока далеко - слишком большие для этого нужны деньги), и 15 октября 2001 года здесь состоялся первый молебен. Кстати, в Кузнечихе есть еще одна церковь - Обновления Христа Господня в Иерусалиме, она была построена в 1904 году помещицей Натальей Колбецкой. Этот оригинальный по архитектуре храм все в округе зовут "каменным цветком" - так он красив. Увы, в настоящее время храм заброшен. Пока шли, разговаривали, останавливались, чтобы посмотреть на ту или иную достопримечательность, стало смеркаться. Но вечерний чай отложили на потом. Неля Михайловна предложила заглянуть в Кузнечихинский музей, ее детище, недавно получивший статус филиала Болгарского музея-заповедника. И вот размыкаем большой амбарный замок, распахиваем ставни на окнах. Внутри музей как музей - с витринами и стеллажами, с черепками древней посуды, предметами старинной утвари и так далее. Все это собиралось по крупицам, в первую очередь самой Нелей Михайловной, ее учениками, родителями. Музей этот необыкновенный, и реликвии здесь собраны уникальные, потому что современная Кузнечиха расположена на месте одного их древнейших городов Волжской Булгарии - Сувара. В домонгольский период этот город был значительно больше Болгара. Но, дотла разоренный кочевниками, Сувар потом так и не смог возродиться. Покровская церковь, построенная Немировичем-Данченко. Археологи только-только приступили к раскопкам и тщательному изучению загадочного Сувара. Загадочного еще потому, что на него претендуют чуваши, которые считают эти места своей исторической родиной. Туристы из Чувашии - нередкие гости в Кузнечихе. Но вопрос об этнической принадлежности суварцев пока остается открытым. Неля Михайловна часа два рассказывала о своем музее и о Суваре. Уже совсем стемнело, но мы не включали свет, и я, мысленно примерив на себя старинные оригинальные подвески, найденные кем-то из жителей Кузнечихи на собственном огороде, невольно представила себя жительницей Сувара... Мы, наверное, проговорили бы до самого утра, но тут в окно постучал Нелин муж Саша, мол, чай с пирогами на столе стынут. И потом, завтра с утра предстоит поход на место раскопок, где работают казанские археологи. У них там какое-то открытие...

Горшочек с маслом - привет из Сувара

Утром мы отправились на раскопки - это километров пять от села. Лошадь резво тащила повозку, на которой, кроме возницы, сидели мы с Нелей Михайловной. По дороге, а мы как раз проезжали мимо крохотной деревеньки в несколько домов с названием Татарский Городок, Неля Михайловна рассказала забавную историю. Как-то вскоре после войны жившая здесь семья Ибрагимовых стала рыть погреб. И вырыл глава семейства старинный глиняный, хорошо упакованный горшок. И оказалось в том горшке топленое масло, да не простое, лет ему от роду этак 700 - изготовили то масло еще в Суваре, это потом археологи определили (суварцы знали секреты долгосрочного хранения масла). Родители между тем ушли на работу и строго-настрого наказали детям к горшку не прикасаться. А есть страсть как хочется. И тогда самый бойкий, Равиль, откупорил злополучный горшок с маслом и первым из детей залез в него ручонкой. Вкусно! Родители, конечно, поругали и стали с опаской ждать последствий... Последствия проявились лишь через много лет, и очень своеобразно - Равиль Гарифзянович Ибрагимов стал директором маслозавода... Ильгизар Газимзянов и Айрат Губайдуллин - кандидаты исторических наук, старшие научные сотрудники Национального центра археологических исследований института истории АН РТ - еще в прошлом году начали исследования Суварского городища. Но это был лишь пробный шар, разведка. А вот в августе 2003 года началась настоящая серьезная работа. И сразу сенсация. Ученые наткнулись на некрополь. И первое захоронение открыли прямо при мне. Археологи сразу определили, что это захоронение домонгольского периода, начала ХIII века, и, по всей видимости, мусульманское. Во-первых, погребальный обряд характерен для того времени - это неглубокое захоронение, сантиметров 50, головой к югу (к Мекке). Умерший (вернее, умершая, потому что это женщина лет 20-30) в вытянутом положении. Во-вторых, отсутствие рядом каких-либо вещей тоже говорит в пользу мусульманской версии, потому что ислам запрещал класть что-либо в могилу. Еще одна интересная деталь - умершая была похоронена в деревянном гробу, о чем говорит целая россыпь найденных в захоронении металлических гвоздей, сам-то гроб за столько лет не сохранился. Археологи планировали поработать в этих местах до конца августа, а затем с трофеями вернуться в Казань, тщательно провести исследования и определить антропологический тип жителей древнего Сувара. Возможно, очень скоро мы узнаем, к кому же было ближе племя суварцев - к болгарам или к другим племенам, например, к тем же чувашам...

Кто-кто в деревеньке живет?

Неподалеку от Кузнечихи протекает речка с забавным названием Сухая Утка. Говорят, что такое название речка получила за то, что летом в жаркую погоду она иногда так пересыхала, что даже утки не могли намочить в ней лапки. Возвращаясь с раскопок, мы как раз проезжали мимо этой самой Сухой Утки. На сей раз она была отнюдь не сухой, а очень даже мокрой. И Неля Михайловна с энтузиазмом рассказала, как совсем недавно ловила здесь рыбу. Очень был впечатляющий улов - все завидовали. Рыбалка в Кузнечихе - любимое занятие не только мужчин, но и женщин. А вообще, народ в этой деревне своеобразный: женщины запросто делают мужскую работу, а мужчины не гнушаются выполнять женскую. Вот, к примеру, учитель ОБЖ и информатики Замиль Зиннатович Мухамадиев выращивает розы. Да такие, что глаз не оторвать. Кроме роз он выращивает также всевозможные овощи, и непременно сам же их консервирует. Повезло, однако, его жене Фирсине - той остается только банки считать, складывая их в погреб. Борис Николаевич Янин выращивает виноград - его лозами увит весь дом. Еще Янин шьет и вяжет, да так, что женщины только вздыхают от зависти. А вот Людмила Ивановна Филатова мастерски выжигает по дереву, и еще она классно изготавливает иконы. Серию их посвятила 1000-летию Казани и подарила главе администрации Спасского района Нугаеву. Но круче всех, пожалуй, в Кузнечихе Анна Михайловна Данилина - она кузнец-молотобоец. - Как же это вас, Анна Михайловна, с виду такую хрупкую, в молотобойцы занесло? - удивилась я. Во время войны Анна Михайловна закончила курсы трактористов - пахала, боронила, сеяла, убирала хлеб. Но как-то сломался трактор, стала искать подходящую запасную деталь - и забрела в кузницу. А там старый кузнец отмахнулся от нее, мол, некогда, сама делай. Она не растерялась, взяла в руки кувалду: тук-тук... Старый кузнец потом только языком от восторга цокал - вот молодец девчонка. Так Анна осталась при кузнице. - Ох и сильные руки я себе натренировала, - с гордостью вспоминает Данилина. - Мужики боялись со мной на ручках бороться, запросто могла положить. И уважали за это. Но и женское свое предназначение Анна Данилина выполнила сполна - она родила семерых детей, а сейчас - бабушка четырнадцати внуков. ...Рано утром я уезжала из Кузнечихи, сжимая в руках букет чертополоха, собранного на Суварском городище. В деревне мне сказали, что чертополох помогает от сглаза и вообще приносит удачу. Вокруг Кузнечихи много растет удачи... Автор статьи: КАРТАШОВА Людмила Дата: 11.10.2003 Выпуск: № 204 (25020)


Источник: http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/52453/
Категория: Cтатьи | Добавил: Coldflame (19.04.2013)
Просмотров: 1342 | Теги: татарстан, Кузнечиха, Спасский район, село | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Праздники России
Праздники России
Православные
Православные праздники
Мусульманские
Мусульманские праздники
Славянские
Праздники славян
Copyright MyCorp © 2025